Эгоизм и альтруизм

эгоизм и альтруизм

Когда человек начинает заниматься самосовершенствованием, эгоизм и альтруизм чаще всего представляются ему противоположными качествами. При этом альтруизм рассматривается как добродетель, а эгоизм — как порок. По мере накопления опыта наблюдения за мотивами своих действий и слов, анализа этого опыта, сравнения своего опыта с описаниями опыта других людей человек приходит к иным выводам. Эгоизм уже не всегда воспринимается как зло, становится очевидна его важнейшая роль в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека. И альтруистическая мотивация, даже самая бескорыстная, не всегда является благом для тех, на кого она направлена. И перед тем, как кому-нибудь помочь, практикующий всё чаще вспоминает известную русскую пословицу — «благими намерениями выстлана дорога в ад».

Про эгоизм и альтруизм написано много различной литературы, мнения и контексты изложения темы часто кардинально противоположны. Но мне не удалось найти описания данной темы, наглядно показывающей, что оба этих качества присутствуют в человеческом существе одновременно, но в разных плоскостях; что оба они могут усиливаться, несмотря на желание их владельца усилить одно и ослабить другое; или оба ослабляться. И этой значимой теме я и посвящаю сей очерк.

Эгоизм является неотъемлемой частью личности. Это качество — часть животной природы человека. Он обеспечивает выживание человека на физическом уровне в начале жизни и на социальном уровне впоследствии. Эгоизм управляет инстинктивной жизнью. В момент осознания ребёнком своего «я» эгоизм выходит из сферы бессознательного на уровень сознания и начинает управлять поведением ребёнка. Происходит это обычно в возрасте трёх лет, хотя диапазон возраста может быть от двух до четырёх лет. Маленький человек заявляет о своих правах, потребностях, чуть позже — возможностях в этом мире, не учитывая обстоятельств и реакции окружающих людей. Именно здесь и важна роль воспитания, так как сильное подавление эгоизма блокирует волю ребёнка (и он не сможет в дальнейшем отстаивать свои интересы); а потакание всем прихотям способствует вырастанию человека, не считающегося ни с кем и ни с чем.

Альтруизм — часть божественной природы человека. Программа альтруизма находится на планах бессмертного духа. Самостоятельно эта программа может включится в любое время жизни, с самого раннего детства (у людей с высоким уровнем духовного развития) или на смертном одре (у людей с малым количеством воплощений). Здесь роль воспитателя значительно важнее: как только у ребёнка включились эгоистические программы, необходимо включать программы альтруизма. То есть, не подавляя его воли, объяснять, дать почувствовать, что такие же потребности, как и у него, есть у других людей и животных.

И вот в душе маленького человечка встречаются эгоистическое  «Дай! Я хочу! Мне надо!»  и альтруистические «Поделись! Они тоже хотят! Им тоже больно!». Этот момент и есть первый душевный конфликт, который сопровождает человека в течение всей дальнейшей жизни. Но протекает он у каждого человека индивидуально, зависит от множества факторов, важнейшие из которых — направление сознания человека и его сила воли. Но прежде чем рассматривать взаимодействие эгоистических и альтруистических программ в душе человека, рассмотрим их некоторые особенности.

Эгоистические программы легко приспосабливаются к любым потребностям человека, даже к духовным. В подавляющем большинстве случаев они делают это незаметно для сознания, меняя акценты и внося дополнения. Яркий пример — ставшая крылатой фраза кота Матроскина из мультфильма: «…совместный труд, для моей пользы, он объединяет». Даже в самых возвышенных духовных устремлениях человека эгоистическая программа всегда будет усматривать свою пользу. На этом основаны все упрощённые толкования священных книг, где святость (просветление, рай) описываются как награды за исполнения добродетелей.

Альтруистические программы эманируют с духовных планов. Это планы абсолютных истин, невыразимых в словах; пространства вечности и бесконечности. Альтруистические программы, самая высокая из которых может быть обозначена как программа бескорыстного служения Учителя на благо всех живых существ, по сути звучат как принципы или идеи, которые не приспосабливаются к земным условиям. Человек учится интуитивно чувствовать эти программы и проявлять их в конкретных ситуациях своей жизни. Чувства стыда и совести — почти единственные критерии качества проявления альтруизма.  Ни рассудок, ни здравый смысл не могут быть помощниками в этом случае, лишь абстрактный разум на определённых стадиях созерцания может что-то показать, и то при условии, что он не подвержен эгоистическим мотивам.

Важно понимать, что эгоистические и альтруистические программы работают одновременно, но по-разному.  Когда человек что-то бескорыстно делает для других, программа эгоизма будет искать в его действиях какую-либо выгоду и направлять внимание ума именно на неё. Даже если таковой не удаётся обнаружить, эгоистическая программа её смоделирует, и подпитает негативные огни, например, гордыню. И совершивший альтруистическое действие человек почувствует себя великим и духовным, а тех, кому он помог, мелочными и неблагодарными.

Другой пример — человек совершает доброе дело с эгоистическим мотивом: помогает кому-то, чтобы это увидели окружающие и оценили его доброту и бескорыстие. В этом случае альтруистическая программа будет давать о себе знать возникновением чувства стыда, укоров совести, душевным дискомфортом, отсутствием радости от поступка. Эгоистическая программа тоже не останется в стороне: она активизирует рассудок на создание достойного мысленного образа совершённого благодеяния, а также на объяснение его пользы самому себе.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что для эффективного очищения и совершенствования души необходимо работать одновременно и с увеличением альтруизма, и с уменьшением эгоизма. Разумеется, различными методами. О том, как это делать, будет написана вторая часть очерка — после кругов Рэйки и семинаров, посвящённых этой теме.