Что такое духовное развитие

что такое духовное развитие

Разное понимание термина «духовное развитие» создаёт большую путаницу как в самом начале духовного поиска, так и в дальнейшем. Под духовным развитием люди подразумевают: формальное посещение храмов и священных мест; обучение психотехникам; чтение книг (причём от священных до НЛП); расширение кругозора; исправление своих (а иногда и чужих!) недостатков; различные самоограничения — посты, вегетарианство, сыроедение и многое другое.

Задача практикующего — разобраться в сути вопроса. Пока человек не видит смысл, скрытый за формами жизни, он принимает вышеперечисленные фрагменты пути за сам путь. Это и есть запутанность, так как все вышеперечисленные действия могут способствовать духовному развитию, а могут и препятствовать.

Вместо «духовного развития» корректнее говорить «духовное самораскрытие», опирающееся на очищение и совершенствование души и на контроль душой физического тела. Дух человека имеет прямой доступ к истине и всей информации, имеющейся во Вселенной, но ум и чувства могут воспринять только её крохотную часть. Поэтому точнее говорить про увеличение духовного восприятия. В христианстве для этого понятия есть чудесный термин — «стяжание святого Духа». Для активизации этого процесса необходимо задаваться вопросами о своём предназначении и о мироустройстве.

Если человек не ставит внутри себя эти вопросы, то любые практики, техники и действия на разных уровнях, производя некоторые изменения внутри человека и во внешнем мире, могут не только помогать духовному самораскрытию, но и препятствовать ему. Например, духовная преданность без расширения сознания легко превращается в фанатизм, а расширение сознания без роста добросердечия и сочувствия приводит человека в состояние демона. Чтобы не попадать в эти и другие крайности, важно знать, какие признаки показывают движение человека по духовному пути, и что этим путём не является.

Если человек движется по пути духовного самосовершенствования, внутри него уменьшаются противоречия и возрастает гармония духа, души и тела. В результате человек лучше постигает своё предназначение, и вокруг него становится всё больше понимания, радости и красоты. Возрастает его созидающая активность, в его присутствии затихают споры. Внутри такого человека увеличиваются терпение и принятие, доверие, открытость всему новому, дружелюбие. Рядом с таким человеком хочется находиться, хочется участвовать в его проектах. Прямым показателем духовного роста человека является одновременное увеличение его уровня этики и чувства юмора. Внешне мягкие формы общения такого человека, основанные на добросердечии и принятии, не противоречат твёрдым по сути жизненным принципам. Поэтому духовный практик всегда готов дать решительный отпор пошлости и лжи.

Духовно развивающийся человек проявляет основное качество духа — активность, которая изменяет в лучшую сторону материальный мир. Причём эта активность не обязательно происходит на физическом уровне. Например, сидящий в отшельничестве святой значительно сильнее воздействует на изменение материального мира даже одним фактом своего затвора, чем тысячи людей, производящих материальные блага. Сомневающимся в этом факте рекомендую внимательнее посмотреть историю человечества.

Духовным путём не является отдельно взятое совершенствование человеческих качеств — развитие мышления, развитие любых способностей (в том числе оккультных, мистических и магических), а также устранение недостатков. Даже развитие доброты и желания помогать людям без развития мудрости может привести к неблагим последствиям и даже к деградации личности — вспомним известное русское выражение: «благими намерениями устлана дорога в ад».

Духовным развитием не является неискреннее исполнение религиозных ритуалов, даже с доброй мотивацией. Если человек выполняет практику, потому что «надо», например, взял на себя обязательство, а внутри ему этого делать не хочется — внутренняя гармония уменьшается. Но этот факт говорит не о бесполезности формальных практик, а о важности внимания к своему

внутреннему состоянию. Поэтому перед практикой необходимо привести себя в гармоничное состояние. Этот процесс полезно начинать с физического плана — убраться в комнате, сделать физические упражнения, успокоить дыхание, а затем приводить в порядок энергетическую систему, чувства и мысли.

Уменьшение внутренней включённости в поток внешних событий тоже говорит об остановке духовного саморазвития. Часто начинающие практики отгораживаются от политической, общественной, культурной жизни, дружеских и родственных связей. Тактически такие меры часто бывают необходимы, но стратегически этого допускать нельзя — жизнь течёт единым потоком, в том числе информационным; и блокирование части этого потока неизбежно ведёт к его сужению в целом. При таком подходе формальная практика на начальной стадии даст ощутимые успехи за счёт концентрации энергии на одной теме, но в дальнейшем она окажется оторванной от некоторых областей жизни. А перед Мастерской ступенью блокировка даже одной темы может стать для ученика непреодолимым препятствием. Поток жизни неделим, и создающий на пути этого потока плотину — на ней и останется: время, отведённое на проработку этой темы в рамках воплощения, может закончиться. Да и догонять ушедший поезд всегда труднее, чем спокойно ехать на нём.

Из книги «Стратегия и тактика духовного развития»