Выход на позицию наблюдателя и дальнейшее расширение сознания

В продолжение темы «Духовная практика в повседневных делах»

nabludatel

Сторонний наблюдатель отличается от участника ситуации тем, что видит происходящее совсем с другой стороны. Например, смотря кинофильм или театральный спектакль, зритель часто предвидит развитие сюжета и лучше знает, что и как актёру надо сделать. Но когда этот зритель в реальной жизни оказывается в аналогичной ситуации, чаще всего он действует так же бестолково, как и ранее наблюдаемый им актёр.

У каждого человека есть своя система стандартных реакций на внешние и внутренние раздражители, и основанные на этих реакциях стереотипы поведения. Это рефлексы и инстинкты, которые управляют поведением людей в большинстве ситуаций. Они почти не осознаются человеком, и считаются им единственно правильным видом взаимодействия с окружающим миром.

Одна из важнейших задач практикующего самосовершенствование – наблюдать действие своих реакций с позиции стороннего наблюдателя. Дело это сложное, особенно вначале. Осваивать этот опыт практикующий начинает, подводя итоги дня во время вечерней практики. Он мысленно просматривает события прошедшего дня и задаёт себе следующие вопросы: «Почему я так решил (сделал, сказал, подумал) в этой ситуации? Какие были другие варианты действий? Принесло ли моё действие необходимый результат?»

Отвечая на эти вопросы день за днём, практикующий постепенно привыкает к многовариантности развития любой ситуации. Эти вопросы становятся для такого человека естественной частью его внутреннего диалога, и со временем он начинает их задавать себе не только при подведении итогов дня, но и вовремя происходящей с ним ситуации. Сначала практикующий научится видеть точку зрения другого человека, которая противоположна его мнению. Потом начинается наблюдение всё более тонких аспектов реакций и стереотипов других людей.

Когда практикующий научится мысленно смотреть на мир глазами другого человека (или структуры), он расширяет круг вопросов. Приходит понимание, что любая ситуация является одновременно экзаменом, на котором жизнь проверяет готовность человека использовать свои наработки на практике, и уроком, на котором объясняются следующие темы для постижения. Теперь вместо традиционных русских вопросов «Кто виноват? И за что мне всё это?» возникают более глубокие: «Чему меня учит эта ситуация? Куда и каким образом мне следует направлять своё внимание и усилия?».

Следующая стадия практики самосознания – видеть каждую ситуацию как пересечение нескольких смыслов (точек зрения) и разные варианты её развития. При этом практикующий учится видеть иерархию смыслов, и следовать наиболее высокому из них – тому, который по мнению ученика, лучше остальных проявляет божественный замысел в данной ситуации. На этой стадии практики интуиция ученика постепенно становится главным фактором в принятии решений. Интеллектуальный анализ, бывший сначала единственным, а потом главным в принятии решений, будет использоваться в решении задач, для которых он изначально приспособлен – для проведения в жизнь интуитивных откровений, то есть тактической и технической работы.

В завершение этой стадии духовного развития происходит качественный скачок в мировосприятии ученика – его сознание выходит за рамки личной структуры, пространства и времени. Такой практикующий начинает видеть скрытые за внешними формами смыслы событий. В древнем оккультном комментарии, опубликованном Е.П. Блаватской, это называется видеть скрытые за иллюзорными формами Божественные качества. В системе Рэйки эта стадия должна наступать после инициаций ключей-символов второй ступени, когда ученик может эффективно медитировать с пространственно-временным символом. Во время подобных медитаций человек воспринимается как процесс изменения, происходящий в прошлом, настоящем и будущем и во всех пространствах, где он когда-либо присутствовал. Именно этот тип восприятия позволят предвидеть будущее.

По мере утверждения на этой стадии мировосприятия, ученик всё больше обращает внимание на невидимые силы, управляющие любыми процессами во Вселенной, а события и люди воспринимаются им как символы невидимых процессов. Например, человека (любого, в том числе и себя!) такой практикующий воспринимает как точку пересечения действий эгрегоров. А любой процесс – взаимодействие различных сил, развёрнутых в разных контекстах истории (личной, социальной, религиозной, биологической, географической, геологической, космической).

На этом я завершаю описание данной темы, так как для дальнейшего описания Пути посвящений слова русского языка не в состоянии адекватно передать мистический опыт ученика.