Рэйки и буддизм

reiki-buddism

Духовные принципы Рэйки основаны на буддийском мировоззрении. Некоторые из них очевидны, другие скрыты. Из очевидных западным людям принципов это, прежде всего, роль Мастера — основателя системы: Микао Усуи в Японии называют «сенсей». В дословном переводе это слово обозначает «идущий впереди времени». Так современники называют выдающихся людей, признавая их заслуги. Вторым принципом является устная и тайная передача учения, которую ученик получает через своего Мастера и других Мастеров линии передачи от сенсея Микао Усуи. В эзотерическом буддизме этот принцип называется прямой линией передачи (учения).

Основной принцип путей эзотерического буддизма (махаяны и ваджраяны) — принцип бодхичитты. Суть принципа заключается в том, что практикующий учение Будды стремится приносить пользу всем живым существам и осуществляет это в меру своего понимания и возможностей. В западных школах Рэйки этот принцип не провозглашается из-за сложности его понимания материалистически воспитанным сознанием западных людей, в японских — из-за его самоочевидности для японцев. Принцип бодхичитты ученик начинает постепенно постигать после неудачных опытов манипулирования энергиями с помощью символов Рэйки второй ступени. К моему сожалению, не все современные Мастера Рэйки могут выразить суть этого принципа адекватными словами, и очень мало учеников, готовых эти слова воспринимать. Происходит это потому, что в большинстве случаев обучающиеся Рэйки люди очень эгоистичны.

Следующим неочевидным принципом является метод, при помощи которого Мастер передаёт ученику свои знания. Во время семинаров Рэйки, так же как и во время учений буддийских лам, только 15-20 ℅ информации передаются слушателям через текст лекции, а 80-85 ℅ человек воспринимает неосознанно. Если после семинара человек не использует полученные знания и техники, то неосознанная информация не проявляется. Если человек практикует, то эта информация начинает постепенно проявляться в его сознании в виде вопросов, при поиске ответов на которые человек постепенно усваивает мысли Учителя. Но серьёзно практикуют лишь единицы — это большой и постоянный труд, и в современном обществе, где люди стремятся получить всё быстро и сразу, к нему немногие готовы.

В клинике доктора Хаяси ученик первой ступени Рэйки занимался практикой около десяти часов в день в течение полугода, второй ступени — не менее года. По интенсивности это очень похоже на практики монахов в буддийских монастырях и занятиях геше (учёных) в буддийских университетах. Западный человек, получивший ступень Рэйки или побывавший на трёхдневном буддийском ритрите, склонен считать, что знаком с учением и может быстро достичь результатов. Фактически же он только прикоснулся к учению и получил возможность начать практику.

Следующее сходство Рэйки и эзотерического буддизма в том, что оба пути являются тайными практиками. В современном информационном обществе этот факт понимается неправильно в связи с тем, что ключи-символы Рэйки и тайные мантры публикуются в книгах и интернете. Но тайна заключается не в том, что нечто невозможно узнать, а в том, что люди неправильно понимают принципы использования тайных знаний. В этом наши современники похожи на нищего мальчика из рассказа «Принц и нищий», который королевской печатью колол орехи.

Замечу, что этот факт чувствовался многими западными философами. Например, Н.А. Бердяев писал: «Буддизм — путь знаний, то есть путь немногих, ибо знающие — немногие».