Духовная практика в повседневных делах

praktika-v-povsednevnom

Когда человек освоил формальную практику (на уровне стиля), он может искренне молиться, медитировать или проводить сеансы Рэйки в специально отведённое для этого время и в специально оборудованном месте. После этого практика переходит на уровень основного содержания, или поведения. На этом уровне человек начинает применять освоенные методы в повседневных делах: в быту, на работе, во время общения.

Но осуществлять это довольно сложно, так как человек только учится осознанности и концентрации, а в этой ситуации требуется, как минимум, двойное внимание. На этой стадии, когда человек внутренне считает себя духовным практиком (или последователем определённого религиозного учения), ему необходимо как можно чаще вспоминать об этой роли.

Принципы любой практики самосовершенствования противоречат принципам жизни обычного человека. Обычный человек живет по принципу наименьшего сопротивления, и всё, что можно делать, не задумываясь, так и делает. Занимающийся саморазвитием человек идёт путём наибольшего сопротивления и старается даже в простых житейских ситуациях соотносить свое поведение с принципами учения.

Что необходимо делать, чтобы духовная практика давала плоды?

Во-первых, чаще вспоминать основополагающие принципы учения и тут же задавать себе вопрос: «Насколько мои действия (потом слова, а далее и мысли) соответствуют этим принципам?» Например, практикующему Рэйки надо проверять, насколько он спокоен и позитивно настроен, добр ли он к другим людям (животным, растениям), благодарен ли он всем и всему, что его окружает и так далее. Поступая таким образом, человек на практике постепенно закрепляет эти принципы у себя в сердце. И чем чаще он это делает, тем быстрее эти принципы перейдут в привычки. А привычки формируют характер человека.

Второй момент — это принятие себя и принятие окружающего мира такими, какие они есть. Это принятие начинается с практики прощения своих ошибок. Как только начавший духовную практику человек в повседневной жизни вспоминает принципы учения, сразу обнаруживается, что его поведение чаще всего не соответствует этим принципам, а иногда и противоречит им. Обычно люди в начале пути самопознания очень самокритичны, и поэтому обнаружение этого факта вызывает у них самообвинение. Например, практикующий Рэйки, находящийся в гармоничном состоянии, обнаружил у себя отсутствие благодарности к какому-нибудь неприятному человеку (или структуре). Тут же включается самообвинение, человек перестаёт радоваться жизни и начинается беспокоиться, забывает про благодарность ситуации (и вообще забывает, что все ситуации проверочные и учебные одновременно) и нарушает принципы благодарности и добросердечия по отношению к себе. От гармоничного состояния не остаётся и следа, и вместо незначительного нарушения одного принципа Рэйки человек неосознанно нарушает все остальные. А если он увидел и этот факт, ему становится ещё хуже.

Чтобы такого не происходило, человеку необходимо при обнаружении нарушения принципа простить себя за несовершенство и принять решение в дальнейшем исправить этот недостаток. При этом обратить внимание на своё эмоциональное состояние и постараться выровнять его. И потом поразмышлять над этой ситуацией во время вечерней практики, а не во время занятий повседневными делами.

Продолжение следует